Зачем хранить эмбрионы после ЭКО. Монолог мамы
Мы поговорили с мамой трехлетнего мальчика, которая почти 4 года хранит 3 эмбриона. Получился воодушевляющий и мудрый монолог «за жизнь». Этот рассказ об ЭКО, материнстве, воспитании ребенка, отношениях в семье будет интересен всем. И тем, кто только задумывается о планировании беременности, и тем, кто откладывает, и тем, кто уже сейчас растит малыша.
Оглавление:
- ЭКО и криоконсервация эмбрионов.
- Каждый год я отмечаю день рождения эмбрионов.
- Хранить клетки в криобанке — это практично и выгодно.
- Как я решила, что ребенок нужен?
- Влияние родителей.
- Младенец и материнство.
- Муж и малыш.
- Воспитание личности.
- Болезни, капризы и разбитые коленки.
- Почему я решила поделиться опытом.
ЭКО и криоконсервация эмбрионов
Я пила лекарства, сдавала кровь на ХГЧ, анализы на гормоны. Лишний день задержки всегда давал огромную надежду, но потом все рушилось. Было ощущение, что у нашего пути нет ни начала, ни конца. У меня уже все медсестры в процедурном кабинете были знакомые. Каждый раз смеюсь, что с таким опытом я могла бы работать помощником гинеколога. В какой-то момент вся эта карусель вызывала даже легкую улыбку.
Мы делали много разных процедур, но чисто психологически я настроила себя на то, что поможет только ЭКО — такая вот внутренняя установка. Собственно, так и вышло. Все получилось с первого раза, мы с мужем были огорошены. Говорят, с первой попытки получается редко, обычно — со второго-пятого-десятого раза. Поэтому мы вроде надеялись в глубине души, но совсем не ожидали.
Я прошла традиционную схему ЭКО. Колола гормоны в живот, были огромные синяки на коже, но меня совершенно это не волновало — было понимание, ради чего ты это делаешь. Нет, колоть самой себе лекарства вовсе не страшно. Многие боятся этого, представляют в жутких красках. Но у меня то ли достаточно высокий болевой порог, то ли ради цели не замечала негативных проявлений.
На начальном этапе мы как-то неудачно стали колоть гормоны — не в тот день, как я поняла. Вырос один большой фолликул, и с ним невозможно было проводить дальнейшие этапы ЭКО. Помню, я вышла от врача, которая после УЗИ сказала, что процедуру ЭКО необходимо перенести, и очень сильно ревела, осознав, что все впустую. Надо было ждать следующего месяца и заново начинать колоть гормоны, подбирать дозировки.
Во второй раз — я считаю его первым, ведь в неудачную попытку эмбрион не переносили — все очень хорошо сложилось. Выросло несколько фолликулов, получили пять здоровых яйцеклеток, эмбрионов вырастили четыре. Вот одного из них мне перенесли, а еще три ждут своего часа.
Каждый год я отмечаю день рождения эмбрионов…
Каждый год я устраиваю эдакий «день рождения» эмбрионов, когда оплачиваю их хранение радуюсь, что они есть, а значит еще остается возможность. У меня ощущение, что это замороженные беременности, что-то с ними сделать равносильно аборту. Из-за специфики моего здоровья эмбрионам пришлось оказаться в криохранилище, а не во мне. Но каждый из них — потенциальный маленький человек, которого можно перенести в полость матки в любой момент. Дай Бог все сложится, и они вырастут такими же прекрасными, как наш первый ребенок.
Пока мы не планируем использование эмбрионов, и даже нет единого мнения с супругом насчет их будущего: муж пока «отходит» от моей первой беременности.
В какой-то момент супруг сказал, что видит смысла в хранении эмбрионов, поскольку не уверен, что хочет еще детей. Я пока придерживаюсь другой точки зрения, поэтому последний год хранения оплачивала сама втихаря, в надежде что его решение со временем изменится.
Думаю, что подобные мысли и ощущения возникают у мужа потому, что первый ребенок достался нам очень тяжело, было потрачено много нервов. Да и первые годы жизни малыша отнимают много сил. Сейчас мы истощены морально и физически, и не в праве принимать поспешных решений.
К тому же, мой супруг — музыкант, творческий человек, по сути, сам вечный ребенок. С рождением сына наша жизнь радикально изменилась. Раньше я кружилась вокруг мужа, вся забота и любовь у нас были направлены только друг на друга, дома — порядок, чистота и тишина. Теперь никакого покоя: музыкальная студия, провода и инструменты стали излюбленными игрушками сына, он требует все больше внимания, везде лазает и кричит: «Папа-папа, пошли играть / гулять / прыгать».
Изначально мы не торопились с детьми. Поженились и несколько лет просто жили в свое удовольствие. Я чувствовала, что муж не готов пока к пополнению, поэтому не настаивала. В какой-то момент супруг сам проявил инициативу — сказал, что, наверное, стоит задуматься о детях…
Сейчас я тоже не пытаюсь форсировать события. Уверена, что второго ребенка надо планировать тогда, когда оба супруга действительно этого хотят. Когда рождение малыша не в радость, это не изменит к лучшему семейную атмосферу.
Почему мне хочется второго малыша? Есть ответ, который лежит на поверхности: потому что два ребенка дают чуть больше возможности позаниматься своими делами. Когда ребенок один, он постоянно виснет на маме: мама — единственный друг, с мамой надо играть и весело проводить время, пока папа работает. Но я думаю, что истинная причина появления в семье второго и последующих детей гораздо глубже. Лично мне хочется снова испытать тот шквал эмоций, который дарит маленький человек.
Хранить клетки в криобанке — это практично и выгодно
Со мной в палате находилась женщина лет 40−45, у нее получилось всего 2 готовых эмбриона, а это всего две попытки без гарантий наступления беременности, её успешного развития и рождения двух детей. К сожалению, зародыши часто не приживаются в организме женщины.
С финансовой точки зрения заморозка эмбрионов выгоднее, чем оплата всех этапов ЭКО заново. Процедуры, анализы и лекарства достаточно дорогие, не каждая семья может себе это позволить. Я все вместе не считала, но это каждая попытка ЭКО точно стоит дороже 150 тысяч рублей, и эти затраты вовсе не залог успеха. Стоимость хранения — около 10 тысяч в год, вне зависимости от количества эмбрионов. Срок почти не ограничен.
Замороженный эмбрион принадлежит обоим родителям, условия его дальнейшего использования оговариваются дополнительно в договоре. Но я знаю, что есть возможность заморозить лишь яйцеклетку (ооцит), она будет принадлежать только женщине. Для незамужних девушек определенного возраста это актуально. Да и в жизни всякое бывает, встречаются другие люди, появляются вторые и последующие супруги.
У меня второго мужа пока ни в мыслях, ни в планах нет, а вот о втором ребенке я всерьез задумываюсь. Хотя иногда возникают сомнения, хватит ли в моем возрасте ресурсов на двоих. Физически сил сейчас явно не хватает, мальчишки достаточно активны и подвижны. Приходится гулять с сыном в любую погоду по 2−3 часа в день утром и вечером, носить его на руках, поднимать вверх, играть в догонялки, веселые старты, футбол, прыгать на кровати и на батутах… Эмоционально частенько тоже истощаешься, когда супруг в длительных командировках и тебя некому подменить.
Мальчика или девочку я жду во второй раз? Даже не знаю. Мне говорили, что раньше разрешали выбрать пол ребенка во время процедуры ЭКО, но потом решили, что это неэтично, сочли дискриминацией по половому признаку. Врачи выбирают просто наиболее здорового и подвижного эмбриона, а пол — только если есть медицинские показания, связанные с наследственными заболеваниями.
Логично было бы для разнообразия хотеть девочку, но у меня такой мальчишка классный получился, я не против второго такого же. С мальчиками мне все уже более понятно и привычно. Но если перенос криоконсервированных эмбрионов, которые у нас есть, по каким-то причинам не состоится или будет неудачным, то значит, не судьба.
Сколько времени клеткам оставаться замороженными в криобанке, пока не решила, до моих 40−45 лет, наверное. Не хочу об этом думать сейчас — ощущение, что ты забеременела и размышляешь об аборте. Неважно, что эмбрион появился не внутри моего организма, а где-то в пробирке.
Как я решила, что ребенок нужен? Это и природа, и социум, и опыт родителей
Влияние мамы и папы…
Моя мама не представляла летнего отпуска без нас, всегда говорила: «Какая мне радость от моря, если мои дети будут в душной Москве». Особо памятные моменты детства, когда мы совместно посещали какие-то санатории и курорты.
От моего папы в восторге все, кто с ним знаком: он всегда на позитиве, умеет общаться на равных что с трехлетним, что с пятнадцатилетним. Даже больше не от мамы, а от папы пытаюсь перенять схему воспитания. У меня очень теплые воспоминания, как он учил нас читать, плавать, кататься на велосипеде. Мы много спортом именно с ним занимались, не как сейчас модно: в секцию отвел и сидишь, ждешь на крылечке. Папа отдавал нам очень много и никогда не ждал ничего взамен.
Еще папа всегда считал, что у ребенка не надо взращивать чувство долга. Он искренне убежден: нельзя воспитывать детей для того, чтобы они впоследствии тебе тарелку каши принесли. Лично я выросла с ощущением глубокой благодарности к родителям. Мне хочется помочь им не потому что я должна, а потому что я хочу сделать что-то приятное для них.
У моего папы детство было не самое легкое, впрочем, как у многих в те годы. Жили бедно, особо не церемонились. Сейчас это кажется странным, но моя бабушка, когда хотела куда-то отойти, своих детей просто к дереву привязывала будто коз. Дедушка любил выпить, был достаточно строг в воспитании. Он говорил: «Не барствовали и нечего привыкать». Несмотря на все это, папа всегда считал, что у ребенка должно быть счастливое детство. Сам он такого не знал, зато создал его для нас.
Младенец и материнство
Я ощутила это тепло, когда сын ровно в месяц впервые улыбнулся не просто так, а именно мне — конкретно и осознанно. В тот момент меня накрыла какая-то непостижимая волна любви, я вдруг осознала, для чего все это.
Раньше я считала, что самый крутой детский возраст — это младенчество. Груднички казались такими классными и «няшными», их приятно было тискать. Сейчас я понимаю, насколько же крут ребенок, когда он начинает подрастать: какие он выдает каждый раз приколы, как он учится ходить, говорить, хитрить, отстаивать свое мнение, как он пытается мыслить, выстраивает первые логические цепочки… Это становится по-настоящему понятным с появлением своего ребенка — только тогда.
Воспитание личности
Эти мысли приходят уже после рождения ребенка. Когда сына еще не было, в моей голове работали скорее какие-то эгоистические посылы: рожаю для себя, вот у меня будет ребенок, я ему то, я ему это, я ему вот такую комнату сделаю, я его в такую секцию отдам, у него будет такой вот стиль одежды, буду там-то с ним гулять. Только «я-я-я-я…». Но каждый ребенок — это автономное государство. Очень хочется сберечь и их попытки самостоятельности, и эту детскую непосредственность, и свежий взгляд на жизнь. Не давить — «Я приготовила овсяную кашу, поэтому ты будешь ее есть и точка» — а попытаться понять, чего хочет сам ребенок.
Вчера, например, мой сын пришел утром к нам в кровать и говорит: «Можно я съем мороженое? Я там видел, у нас в холодильнике лежит». Он только проснулся, еще ничего не сделал, даже не умылся. И вроде правильно сказать: «Нет, надо сначала поешь нормально, только потом сладости». Но я решила, что и сама с удовольствием съела бы на завтрак мороженое с чашечкой кофе, почему нет?! Завтракая мороженым вместе с ребенком, подумала: как просто сделать день хорошим и вкусным с самого утра. Получается, иногда сын учит меня больше, чем я его. Почему бы и правда иногда не делать то, что захотелось здесь и сейчас? Ну и Бог с ним, с этим полезным завтраком.
В общем и целом я благодарна своим родителям, но где-то они прокололись. У меня постоянно сохраняется чувство замкнутости, ощущение, что я не могу себе что-то позволить. Может быть, поэтому я пытаюсь своего ребенка сделать чуть более свободным, убрать какие-то условности. Мне бы хотелось, чтобы сын избежал проблем, с которыми сталкивалась я. Понятное дело, я не гуру, не психолог, наверняка, тоже где-то проколюсь в воспитании. Но хочется как минимум дать право выбора и независимость.
Иногда ловлю себя на том, что и сама неосознанно кидаю какие-то штампованные фразы и установки из своего советского детства (из серии «мальчики не плачут», «ты старше и должен уступить» и т. д.). Стараюсь это как-то блокировать в себе и не портить сыну жизнь.
Болезни, капризы и разбитые коленки
Конечно, я его страхую в опасных местах, но по возможности даю залезть туда, куда он хочет — ибо, как говорится, «невозможно вырасти нормальным полноценным человеком, не получив по лицу качелями». Он все равно должен набить свои шишки. Страха в плане его здоровья нет — он изначально еще на клеточном уровне был самый шустрый, самый «красавчик». Ребенок вырабатывает иммунитет, это естественное течение жизни, я стараюсь не трястись над ним. Возможно поэтому первые простудные сопли у нас появились только к двум с половиной годам.
Пытливое изучение всего, что вокруг, естественно и неизбежно. Все дети пробовали хоть раз песок, землю, камни. Если задуматься, то и я знаю на вкус любой материал — дерево, металл, кожу, хотя уже не помню, когда все это пробовала.
Когда ребенок капризничает, первое, что приходит в голову: накричать, отправить силой спать или волоком оттащить с улицы домой. В такие моменты я задаю себе вопрос: «Как бы поступил мой папа?». Он вне всяких сомнений попытался бы вовлечь малыша в какую-то игру или развеселить. Да, работать клоуном сложно, эмоционально я иногда устаю больше, чем физически. Но каждый раз я думаю, как бы было стыдно, если бы сейчас я накричала на сына, а папа бы это увидел.
Почему я решила поделиться опытом
Недавно мы переехали на новую квартиру. Там я встретила девочку, которая тоже долго не может забеременеть, я ей рассказывала разные вещи и старалась рассеять страх, сомнения и отчаяние. В конце концов пыталась просто заставить улыбнуться над теми процедурами, которые ей еще предстоит пройти.
Когда делишься опытом, воодушевляешь другого человека на важное дело и вместе с ним воодушевляешься сам.